Вовлечение подмышечных лимфатических узлов, расположенных на той же стороне что и опухоль, при раке молочной железы имеет высокое прогностическое значение. В течение многих лет во всех операциях при раке молочной железы вырезали подмышечные лимфоузлы, чтобы проверить их на пораженность опухолью. В девяностых годах двадцатого века была открыта возможность идентифицировать сторожевые лимфоузлы. Это первый узел в цепи лимфатических желез, которые дренажируют область опухоли — путем картирования с использованием изотопа, связанного с коллоидом или синим цветом.
Отсутствие вовлечения сторожевого лимфоузла с высокой точностью (более чем на 90%) предсказывает отсутствие вовлечения подмышечных лимфоузлов, и, следовательно, может предохранить от необходимости тотальной подмышечной резекции, со всеми осложнениями. Для женщин, у которых сторожевой лимфоузел поражен, стандартное лечение включает подмышечную диссекцию узлов I и II уровня. Данная процедура может привести к лимфедеме у более чем 25% женщин. Риск возрастает еще больше, когда применяется дополнительная лучевая терапия в область подмышки.
Рандомизированное контролируемое исследование установило следующее. У подмышечной диссекции нет преимуществ с точки зрения риска рецидива заболевания в подмышечной области или с точки зрения перспектив полного выздоровления у женщин, перенесших частичную мастэктомию и дополнительную лучевую терапию, в случаях, когда был поражен сторожевой лимфоузел, но без клинически подозрительных узлов.
Хотя исследование было относительно небольшим (менее 900 пациенток), его результаты были достаточно убедительными. Они изменили широко распространенную практику. В настоящее время женщины, которые проходят операцию с сохранением молочной железы, без клинических подозрений на вовлеченность желез, не нуждаются в дополнительной подмышечной диссекции, даже если найден пораженный сторожевой лимфоузел.
Инструкции для выполнения подмышечной диссекции менее ясны в другом случае. Для женщин, перенесших операцию после неоадъювантной химиотерапии из-за прогрессирующего местно-распространенного заболевания и у которых обнаружен пораженный сторожевой лимфоузел или пораженные узлы при постановке диагноза. Это также касатеся женщин, перенесших тотальную мастэктомию и не прошедших дополнительную лучевую терапию.